…КОГДА ФОТОГРАФИИ РАЗГОВАРИВАЮТ С ТОБОЙ ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЦЫ АНТОНА ПАВЛОВИЧА
|
Word-версия
Комната. Из полураскрытого окна видны залитые солнечным светом черепичные крыши вильнюсского Старого города. На столе, стоящем у окна, среди разбросанных фотографий и листов бумаг лежит потрепанная тетрадь, страницы которой перелистывает ветер. Сама комната уже давно не просит, а требует ремонта, она обставлена еще в «те» годы, в ней давно не наводили порядок, но это не значит, что в ней грязь, просто разбросаны вещи. На стенах висят фотографии. Фотографии разбросаны и по полу. У стола сидит старичок лет шестидесяти в костюме, который долго ждал своего часа в шкафу. Старичок осматривает комнату так, словно каждый угол, каждая трещинка рассказывает ему то, что они видели и пережили вместе и порознь.
Из кухни начинают доноситься звон и стук кастрюль – хозяйничает старая еврейка Лиля.
ЛИЛЯ: Что же Вы, Антон Павлович, не съели котлеты? Или я зря их готовила из мяса? Или что? Вы не поверите, но я на вас иногда удивляюсь. Я Вам столько лет уже готовлю и знаю Вас еще больше, я даже уже к Вам на Вы говорю, потому что Вы старый и уже годитесь мне в женихи, но я Вас не понимаю. То Вы съедаете все и мне нечем даже покормить кошечку, то Вы не едите ничего, и мне кажется, что кошечка лопнет. В Ваши годы надо если не вовремя платить за квартиру, то питаться – это точно. Одно из двух, потому что на то и другое пенсии не хватает. И это скоро мы станем Европейским Союзом. А вы знаете, кто хорошо питается? Вы никогда мне не поверите, потому что сидите в этих стенах и не видите жизни. А она текёт, Антон Павлович, жизнь текёт и уже очень быстро. Если раньше, как писали в газетах, ой, Вы меня простите за мою образованность, как говорила моя мама, быстрыми темпами шли стройки, то теперь так же быстро идет жизнь. Или Вы помните Алдону? Эту литовочку с первого этажа с сорок пятым размером сандалей и чей папа не хотел быть никем и не мог стать всем? Как она прибегала ко мне и просила три рубля до зарплаты папы. Как она плакала и мотала своей непричесанной головой и клялась, что в крайнем случае продаст свои клумпес. И мое хоть еврейское, но хрупкое сердце не выдерживало, потому что я знаю, что такое продать последнее. А как только все тут стали независимыми, а ее папочка умер от цероза печени, она сдала свою квартиру под офис. И потом приехала сюда уже причесанная и в туфельках, говорит, чтобы я ее называла не Алдонка, как она есть, а поня Алдона. Или Вы это слышите? Поня Алдона! Я Вам так скажу: человек, что хоть раз не отдал три рубля, никогда не будет уважаем уважаемыми людьми. Я и ей так сказала. Так знаете, что она сделала? Она приехала на другой день и дает мне новых российских три рубля, чтобы я подавилась. Что сейчас эти три рубля и что тогда три рубля? Я Вас спрашиваю, Антон Павлович. Я и ее так спросила. Так знаете, что она мне сказала? Что я старая жидовская морда. Меня так не называл мой Самуил, когда ему было плохо. Я же, как умная женщина, промолчала, я выкинула в нее эти три рубля и я ушла. Но когда к ней приехали арендовать ее квартиру, я ей так и крикнула, что она Алдонка-гондонка. И я буду это кричать всегда, а она пусть сдает свою квартиру дальше. Мой Самуил называл меня цветочком, не только потому что имя мое Лилия, а потому, что я никому не сделаю плохо. А тут эта... А Вы знаете, Антон Павлович, зачем я Лилия? Не почему, а зачем. Чтобы меня спасти от гетто и других несчастий на еврейский народ, родители поменяли мое имя в документах с Лии на Лилию и отдали соседям полячкам. И Вы думаете, что после такого, я буду делать людям плохо? Идите же кушать, а то сейчас начнет стынуть. (Лиля выглядывает из кухни) Антон Павлович...
Фотовспышка – и фотография выглядывающей Лили висит в рамочке на стене.
Фотография старой Лили превращается в фотографию молодой Лили – лет тридцати. У стены стоит и смотрит на фотографию Лили девушка - Дина.
ДИНА: А это она и есть – ваша домработница? Странно это для еврейки. Теперь я понимаю, почему ты не поступаешь в комсомол. С таким взглядом на жизнь не пробьешься. Да-а-а... С твоими именем и отчеством писателем надо быть, а ты фотографируешь. И почему ты фотографируешь каких-то кухарок, соседей? Что они? Сейчас время великих строек и достижений, человек никому не интересен. Нужно показать общество. А ты? Дина, и за что ты влюблена в Тошу, не понимаю. Вроде и в армии отслужил, и институт закончил, а все ты еще романтик какой-то, не приспособленный к жизни, не чувствующий ее ритм и темп. А ты не хочешь разменять квартиру и жить в новостройках? Сейчас строятся целые районы – Лаздинай, Жирмунай. А дома! Со всеми удобствами, между прочим. Да и в Старом городе жить как-то старомодно. Старо. Ты так не считаешь? Ты что, хочешь повесить меня рядом с кухаркой?..
Фотовспышка – и Дина исчезает с кровати, а сама кровать остается помятой.
В комнату входит мама Антона.
МАМА АНТОНА: Ну, мы поехали. Оставляем тебя за хозяина. Я тут попросила Лилю присмотреть за... квартирой. Она и поесть приготовит. Ах, Тоня, ну, почему твоя кровать помята? Ты уж приучайся к самостоятельности. Ведь нас с отцом сюда работать прислали. А это много времени будет отнимать, один будешь часто оставаться. Знаешь, я тоже скучаю по Лениниграду, но ведь мы не надолго. Отреставрируем город – и домой. Конечно, это не за один день сделается, но... Если бы ты видел, какой он в чертежах. Все так и дышит средневековьем. Мы постараемся сохранить эту красоту. И замок в Тракае заново отстроим. Кстати, а где отцовский подарок?
Фотовспышка – и мама Антона, стоящая на пороге комнаты, замирает на фотографии.
Фотографию мамы Антона, как и кипу других фотографий, держит в руках старичок лет семидесяти - Винцас.
ВИНЦАС: Красивая женщина. Ты сам фотографировал? Я не знал никого, кто бы знал ее и не был в нее влюблен. А она любила твоего отца. И мы все очень удивились, когда все это произошло. Наверное, она соскучилась по дому, по Ленинграду. Поэтому и уехала с этим кучерявым. Ты как считаешь? Да, уехала... Знаешь, Антон, что такое одиночество? Нет, это не когда ты разговариваешь с фотографиями. Это когда фотографии разговаривают с тобой. А телефон наоборот – молчит. Когда фотографии кричат тебе о прошлом, напоминают, что у тебя кто-то был. И уже никак не избавиться от этих голосов, что даже домой не хочется возвращаться. Я вот сорвал со стен все фотографии. Устал. А тебе, наверное, сейчас вдвойне хуже, когда у нас так изменилось, появились границы. Как это говорится, оторванный ломоть? Или как? Когда все свои где-то далеко, за границей. А ведь душа как птица – ей хочется парить и петь, и петь не в одиночку. Даже если тебе не двадцать. Зачем они кричат: Литва литовцам? Я литовец, мое имя как и автора гимна Литвы – Винцас, но я не принимаю этого. Вильнюс – город пяти культур, и это его красит не меньше архитектуры. Но так всегда бывает на переломе времен, потом всё успокоится, и крикунам будет стыдно. А сегодня они патриоты. А что это за странная фотография?
Винцас держит фотографию не законченной записки: «Тоша, я не могу так дальше жить. Я не могу дальше жить с тобой. Я ухожу от».
Пленка крутится назад – текст записки исчезает. У стола стоит Дина, пишет записку. Она оборачивается.
ДИНА: А, это ты. Это даже хорошо, что ты здесь. В общем, я ухожу от тебя, Тоша. Сейчас. Я устала. За те десять лет, что мы месте, ничего не изменилось. Мы живем в этой однокомнатной дыре, и все, что у тебя есть, - фотоаппараты, один из которых подарил тебе отец еще когда ты учился в школе. Дина - человек, и она устала, Тоша. Люди работают, получают квартиры, дачи, ездят за границу, покупают «Жигули». А что ты? Ты так ничего и не добился... Ой, да прекрати ты хоть сейчас!..
Фотовспышка – и фотография закрывающей объектив Дины оказывается на полу в комнате, среди других фотографий.
Антон Павлович оглядывает комнату, встает со стула, заглядывает в кухню. В кухне такой же беспорядок, как и в комнате, ни о какой приготвленной еде не может быть и речи. Антон Павлович осматривает фотографии Вильнюса, висящие на стенах. Антон Павлович подходит к окну, оборачивается. Фотографии, зафиксированные ранее в разное время (мама стоит на пороге, Дина сидит на кровати, Винцас сидит на стуле посреди комнаты, Лиля заглядывает из кухни) «стягиваются» в одну «живую» фотографию - создается композиция, где все они занимают те же места, что и на фотографиях, только они не застывшие, а живые, смотрят вслед Антону Павловичу, Тоне, Тоше, Антону. Антон Павлович улыбается им, те кивают ему. Ветер перелистывает тетрадь, в которой можно заметить имена и слова: Лиля, Дина, мама, Винцас, «Жигули», Алдонка и т. д. Антон Павлович смотрит на фотографии Вильнюса. Те также «стягиваются» в одну большую единую фотографию и эта фотография «оживает»: ходят люди, ездят автомобили, автобусы, идут экскурсии. Из окна одного дома в Старом городе вылетает птица. Она взлетает в небо. Вильнюс виден с высоты птичьего полета. Фотовспышка – и на фотографии замирает птица над Вильнюсом.
КОНЕЦ
ПРИМЕЧАНИЯ: Начало и конец – наши дни; Сцена первая – 2003 год; Сцена вторая – начало 70-ых годов; Сцена третья – начало-середина 50-ых годов; Сцена пятая – начало 90-ых годов; Сцена шестая – начало – середина 80-ых годов. |
10 Jun 2004 by Ed |
комментарии: 16
|
|
by ЭD @ 05 Mar 2005 12:36 |
|
by Кирилл Юдин @ 05 Mar 2005 12:37 |
Дважды заставлял себя читать эту работу. Я, наверное, очень глупый, но я ничего не понял. Что это было? Это о чём и для кого? Ужасно длинные МОНОЛОГИ, к тому же страшно скучные и нудные. Напоминает бред в доме пристарелых. Не хочу никого обидеть, лишь описываю свои ощущения от прочитанного. Это можно снимать только на свои деньги и показывать очень узкому кругу избранных специалистов под вздохи "Как восхитительно". Я остаюсь приверженцем мнения, что гениальное должно быть простым (ну может за очень редким исключением). |
by Ольга Смирнова @ 05 Mar 2005 12:38 |
Кирилл. Вы не глупый. Просто каждому свое. Так бывает. У Эдуарда шикарный сценарий, но он не для вас и в этом нет никакой крамолы. Это нормальное явление. Было бы странно, если бы мнения жюристов совпадали. |
by bim2000 @ 05 Mar 2005 12:39 |
Все хорошо. Мне все понравилось за исключением нескольких ошибок и сомнительных фраз. Ну например вот это: "У стола сидит старичок лет шестидесяти в костюме, который долго ждал своего часа в шкафу. " Кто долго ждал в шкафу - старичок в костюме или его костюм? Или например слово ЦИРРОЗ написано с ошибкой. Создается впечатление, что это произведение больше подойдет для рассказа, а не для игрового кино. Хорошей проверкой любого фильма является просмотр этого фильма без звука. Если в этом фильме звук отключить, сможет ли кто нибудь понять, что происходит на экране? Еще непонятно, что делает камера, когда в самом начале сценария звучит очень длинный монолог. Хочу повториться - мне понравилось. Но как литературное произведение, а не как материал для фильма. |
by Яценко Е.Г. @ 05 Mar 2005 12:40 |
To Кирилл: Конечно, вопрос не в непонимании. Вы, Кирилл, просто не попали в ритм или еще молоды... Сценарий потрясающий. Ему даже и экранизация не нужна - просто начать читать и картина засверкает... |
by Кирилл Юдин @ 05 Mar 2005 12:40 |
Я, пожалуй, соглашусь с тем, что снять фильм по этому сценарию как дипломную короткометражку можно. И, возможно, получится неплохо. Но, речь идёт не о экзаменационной работе, у которой есть свои особенности, и не о клубной работе "для своих". Я пытаюсь оценивать потенциал картины для среднего зрителя, который пришел с работы и хочет посмотреть доходчивый интересный фильм. Само собой, под средним зрителем не следует понимать законченных люмпенов без царя в башке. P.S. Перечитал третий раз, "попал в ритм". Но всё же это больше похоже на набросок. :) |
by Ольга Смирнова @ 05 Mar 2005 12:41 |
2 Кирилл «Я пытаюсь оценивать потенциал картины для среднего зрителя» Кирилл. Но ведь очевидно, что у нас нет индустрии короткометражного кино, рассчитанного на среднего зрителя. По телевизору для короткометражек есть место только в сатирических журнала, типа «Ха!», «Фитиль», «Ералаш». В кинотеатрах короткометражки идут только в рамках какого-нибудь фестиваля и рассчитаны не на зрителя, а на жюри. Так как же можно оценивать потенциал картины для среднего зрителя, если среднего зрителя у короткометражек нет? |
by Кирилл Юдин @ 05 Mar 2005 12:42 |
Даже не знаю, что и ответить. Я встречал короткометражки на телеэкране кроме "фитилей" и т.д. Есть даже небольшие серии короткометражек. Но, действительно, индустрией это назвать нельзя. Так, от случая к случаю. Наверное, Вы правы. |
by Юлиан Степнов @ 05 Mar 2005 12:42 |
Очень приятный лирический сценарий. |
by ЭD @ 05 Mar 2005 12:43 |
Вспомнил, почему "Антон Павлович". Это как комментарий к словам, что иямрек не работает, и было бы неплохо разработать. Сергей Соловьев попросил написать меня что-нибудь короткое в чеховском духе о Вильнюсе. Не знаю, как обстоит дело с духом (а стал ли он душком?), но вопрос об имени героя меня не мучил. |
by Ольга Смирнова @ 05 Mar 2005 12:43 |
Эдуард, мне кажется дело не в том, что имярек не работает, а в том, что он работает не так, как нужно. Все-таки о сценарии начинают судить еще до прочтения - по названию. Когда я увидела название, я сразу решила, что сценарий про Чехова. Про Чехова мне читать совсем не хотелось - я долго тянула. А когда прочитала, выяснилось, что Чехов там совсем не при чем. Сценарий понравился, но осталось недоумение - зачем Чехов в названии. Я понимаю, что это имя Главного Героя и т.д. Но ведь до прочтения сценария ты об этом не знаешь, поэтому и мысли работают совсем в другую сторону. А это не есть хорошо, на мой взгляд. Поэтому я бы так, положа руку на сердце, название у сценария изменила. |
by Городецкий @ 05 Mar 2005 12:43 |
Сценерий нудный, монологи длинные и от них устаешь, если фильм кто когда-нибудь поставит, то все кто будет его смотреть просто уснут! |
by DarkDoctor @ 05 Mar 2005 12:44 |
Было такое кино "Бумажные глаза Пришвина". Там у главного героя была такая фамилия. Здесь бы я слегка изменил отчество. Чтобы не в лоб. Впрочем, очень понравилось. Единственный серьезный недостаток - длинные монологи. Куда пропадают в это время персонажи? И при чем здесь руки? |
|